онлайн радио
Фото автора
Дмитрий Рыжков
/team/dmitry-ryzhkov/
Организация интернет-вещания — довольно сложный бизнес, которым занимается сравнительно небольшое количество компаний. До недавнего времени стриминг не воспринимался медиахолдингами как существенная статья дохода. Тем не менее, сегмент онлайн радио растет довольно быстрыми темпами. Связано это с увеличением зон покрытия 3G и с общей тенденцией отказа от классических медиа в пользу интернета.

Мотивирующая часть

Онлайн радио — сравнительно молодой сегмент диджитал. Первым музыкальным стриминговым сервисом, добившимся успеха в США, стал Pandora, запущенный в 2000 г. Вторым крупным игроком является сервис Spotify, в 2015 году отказавшийся открывать представительство в России. Сервис Di.fm на текущий момент является наиболее быстрорастущим сервисом музыкального стриминга в Европе.

В нашей стране мода на создание собственного онлайн радио началась в 1996 году с появлением сервиса 101.ru. Сервис обеспечивал вещание порядка 50 программируемых стримов различной направленности. Сервис предлагал любому пользователю создать собственное интернет-радио, пользуясь предложенным функционалом. Простая реализация принципов программирования дала возможность любому пользователю заявить о себе как о музыкальном редакторе.

Логичным шагом для пользователей, выросшим из технологических ограничений сервиса, стала реализация радиостанций на базе приложений-плееров (как, например WinAmp и Радуга) и веб-серверов. Большинство онлайн радиостанций создавалось работниками радиостанций, которые в своей работе использовали более профессиональные решения. Главной проблемой всех этих станций было отсутствие внятной модели монетизации. Независимых вещателей спасало то, что онлайн не воспринимался как источник дохода ни руководством холдингов, ни авторскими обществами.

Поворот холдингов лицом к онлайн вещанию случился в 2014 году: компания Dream Industies запустила сервис Zwooq — подписную модель музыки on-demand, также предложив пользователям наборы плейлистов и стриминг-подборки по стилям Waves.  В 2015 году компания «Яндекс» вышла с продуктом Радио. Яндекс. В этом же году ЕМГ получила лицензию на продукт Chameleon, попытавшись объединить стримы, создаваемые холдингом на единой площадке.

 

Доходы отечественных платных стриминговых музыкальных сервисов выросли за один только 2014 год на 214% по сравнению с 2013 г., до $5,97 млн.

Связано это, в первую очередь, с появлением универсального решения по монетизации онлайн радио от подразделения Dream Industries, компании Unisound, выступающей крупнейшим селлером рекламы в стримах. Сегодня главными игроками на рынке музыкального стриминга остаются медиахолдинги и крупные интернет-компании. Вместе с тем, существует порядка 50 независимых легальных онлайн радиостанций, принадлежащие энтузиастам-предпринимателям и компаниями малого бизнеса.

Среди этих радиостанций существовали четыре, о которых мы расскажем подробнее.  И наш опыт доказывает, что онлайн вещание может приносить прибыль.

радио русский хит
мегарадио
Радио Ретро Хит
радио чилла

Демотивирующая часть

Чтобы создать успешный радиопродукт нужно соблюсти два условия: идея должна быть уникальной, и экономика ее реализации должна быть оправдана. Уникальной идеи в стандартном музыкальном онлайн-вещании нет. Ты включаешь стрим — играет музыка. Все форматы перечислены в справочниках и уже используются. Эфир слушают, если в нем нет негативных событий. Музыка может быть подобрана человеком, либо ИИ. Выйти за рамки музыкального вещания в онлайне мешает экономика. Если в дело вступают ведущие, которые несут функцию украшения эфира присутствием живого позитивного голоса, то вам нужно раскошелиться на студию и зарплату. Ведущие — думающие и интересные личности, передающие часть своего авторитета бренду радиостанции — стоят в разы больше денег. Расходы на ведущих меркнут по сравнению с содержанием полноценного ньюсрума. Сравнительно дешево забить эфир инфотейнментом — генерация мусорного контента в мире идет круглосуточно, успевай начитывать. Но все же музыкальное вещание в полуавтоматическом режиме на сегодня — самое дешевое.

Нехватка кадров — типовая беда независимого вещателя. В составе команды создателей самой примитивной музыкальной радиостанции должно быть по меньшей мере три человека: технический специалист с навыками программирования и знанием серверной части, музыкальный редактор и маркетолог. Каждый из них должен быть универсальным солдатом, который будет трудиться во имя высокой цели. Без мотивированной команды проект не взлетит несмотря на удачный нейминг и существенные инвестиции в материально-техническую базу и продвижение. Амбиции этого трио будут существенно скорректированы спустя год после начала вещания.

Отвечая на вопрос «как создать онлайн радио, скажу что это очень просто:

  • найти нишу,
  • получить доступ к инвестициям
  • собрать и замотивировать команду профессионалов
  • обеспечить команду технологическими решениями
  • легализовать продукт и начать производство

Отвечая на вопрос «зачем создавать онлайн радио», нахожу минимум две ситуации когда вам это показано:

  1. Вы как бренд повышает лояльность клиентов, удерживая их с помощью понятного формата, обеспечивая коммуникацию.
  2. Вы уже создаете медиапродукт. Вы расширяете предложение линейкой дешевых продуктов, отвоевывая долю рынка у конкурентов.

Вас могут заинтересовать наши услуги

Консалтинг
Сложно ли создать онлайн радиостанцию и сколько это стоит? Подробно отвечаем на эти и другие вопросы.
Создание онлайн радио
Создаем онлайн радиостанции на базе профессиональных решений