репортажное фото

Когда сегодня мы слышим про репортажное фото, первым делом на ум приходят фотокарточки, которые участвуют в конкурсах World Press Photo — фотографии, сделанные по заказу фотоагентств, газет и журналов.

Многие говорят о том, что золотое время репортажной фотографии миновало: важно не то, как сделана фотография, а что на ней. И если речь идет про события, которые потрясают мир, их художественность и качество — дело третье.  Каждый из обладателей более-менее нового телефона может легко сделать фотографию, которая запечатлит события, волнующие людей. Времена, когда фотографы-репортажники ездили по далеким странам, чтобы  тщательно исследовать интересную читателям тему в течение 3-4 дней и запастись иллюстрациями, миновали. Даже влиятельные журналы, такие как National Geographic, зачастую пользуются услугами фотографов, живущих в месте событий. Оперативность получения материала — вот что становится главным сегодня.

История жанра

Современная фотожурналистика и использование репортажной фотосъемки в прессе ведут отсчет своей истории примерно от 1880-х годов, когда в газетах в качестве иллюстраций появились первые фотографии. Внедрение миниатюрных камер, в первую очередь, знаменитой камеры Лейка («Leica» — сокращение от «Leitzsche Camera») в 1925 году, имело далеко идущие последствия для фотожурналистики и предложило массовому читателю новую «точку зрения».

Многочисленные фотоагентства были созданы именно в двадцатые годы. Одним из самых успешных стало швейцарское агентство Keystone: именно благодаря ему фото событий «Кровавого мая» в Берлине, сделанные 1 мая 1929 года в 10:30 утра, вечером того же дня появились в газетах Лондона и Нью-Йорка. А берлинская бульварная газета «Tempo» в период с 1928 по 1933 год ежедневно печатала по 3 вида «Фотографий дня».

Репортажное фото

Антифашисткий журнал Arbeiter Illustrierte Zeitung (AIZ) издавался в Берлине с 1924 по 1933 год

Фотограф и историк фотографии Жизель Фройнд писала: «Начало использования фотографий в прессе стало явлением чрезвычайной значимости. Репортажное фото изменило то, каким образом массы стали смотреть на мир, посредством фото открылось окно в мир. Появилась возможность увидеть лица известных людей, события, которые происходят в стране и за ее пределами […] В то же время фотография стала мощным инструментом пропаганды и манипуляции. Мир, запечатленный на фотографиях, стал выстраиваться в соответствии с интересами тех, кто держит прессу под контролем: промышленников, финансистов, правительства. В частности, печального совершенства в области политической эксплуатации фотографии достигли нацисты».

Фоторепортаж сегодня

Исторически существует несколько видов фотографов-репортажников, сотрудничающих со СМИ:

  • штатный фотокорреспондент;
  • внештатный фотокорреспондент;
  • спецкор;
  • фотограф-фрилансер.

Современный профессиональный репортажный фотограф должен быстро сделать высококачественные репортажные фото и через интернет залить их на файлообменник или напрямую отправить журналисту/редактору. Далее редактор выбирает лучшие кадры, и оперативно публикует их в своем СМИ.

Если речь идет о фотоагентстве, то от фотографа-репортажника ждут максимальной оперативности. Сотрудник, получивший исходный материал от репортажника, при необходимости выполняет стандартную постобработку, дает фотографиям названия, проставляет теги, пишет сопроводительный текст и сохраняет изображения в системе. Фотоагентства предоставляют свои материалы ньюсрумам редакций, которые выбирают подходящие им фото, покупают их и публикуют у себя на сайтах.

На последних папских выборах в Ватикане, с момента, когда избранный папа вышел на балкон, до момента, когда первое репортажное фото уже появились на лентах информагентств, прошло всего 4 минуты. И хотя многие из описанных выше шагов автоматизированы, столь короткий промежуток времени не может не восхищать.

В подобной ситуации репортажный фотограф становится обычным поставщиком фото, к тому же во время больших событий параллельно работают много профессионалов, которые одновременно располагаются в одном и том же месте и делают почти идентичные фото. В таком случае единственным преимуществом перед «коллегами» может стать скорость предоставления фотографий клиентам.

Репортажное фото: экономика процесса

Все меньше печатных и интернет-редакций могут себе позволить платить ежемесячную высокую зарплату квалифицированному фотографу, живущему в стране, новости из которой приходят нечасто. Именно поэтому сокращается количество штатных корреспондентов. На смену зарплате приходят гонорары. Чтобы не тратить деньги на выплату зарплаты, проживание и питание фотографа-штатника, СМИ прибегают к услугам внештатных корреспондентов, спецкоров и фрилансеров. Зарплата у всех троих – сдельная.

Как правило, такие корреспонденты постоянно находятся в своем регионе и при получении задачи от редакции выезжают на место событий. Внештатный корреспондент и фрилансер иногда самостоятельно разрабатывают различные (востребованные и не очень) темы, предлагая свои наработки редакциям. Вольнонаемные фотографы надеются на получение гонорара, который бы не только компенсировал их расходы, но и позволил заработать.

На рынке фрилансеров особое место занимают «стрингеры» — независимые репортеры, которые специализируются на «настоящих» репортажах, построенных на серии фото, раскрывающих какую-то большую тему. Часто подготовка таких репортажей сопряжена с риском для жизни или здоровья стрингеров, поэтому стоимость их услуг по определению не бывает низкой. Внушительный размер гонорара вызван еще и тем, что в итоговую цену стрингеры закладывают свои длительные простои.

Одним из новых аспектов репортажной съемки становится ее коммерциализация — репортажную съемку заказывают корпоративные клиенты, которым нужны только образцово-показательные кадры.

Все больше наград на конкурсах получают кадры, которые требуют от фотографа усилий. Именно поэтому первые места на конкурсе World Press Photo занимают фотографии войны и несчастных людей — кадры, которые интересны подавляющему большинству людей. Темы войны, наводнений, голода, болезней — те темы, которые способны вызывать хоть какие-то чувства у пресытившейся медиаконтентом публики.

Репортажное фото сегодня — востребованный жанр у аудитории блогеров. Наш фотограф Александр Попов, к примеру, специализируется на съемке метро и строительных объектов. Коллекция фотографий росла, и Александр решил, что пора ей поделиться. Вся его аудитория — это люди, которым интересно фото по этой теме.

Количество фотографов-репортажников растет с каждым днем. Контент сегодня нужен всем. Без иллюстрации текст становится кирпичом. Однако стоит отметить, что разница между человеком, имеющим фотоаппарат и фотографом-репортажником колоссальная:

  1. В отличие от студийных кадров, переделать репортажное фото невозможно. Если фотограф упустит момент для фото того момента, как выписанный за огромные деньги селебрити жмет вам руку на фоне логотипа вашей компании, исправить оплошность уже не получится. А ведь возможно, все мероприятие и организовывалось ради этого момента.
  2. Фотограф-репортажник — универсал. Он должен уметь снимать в любых условиях, быть портретистом, предметником и постановщиком при необходимости.
  3. Профессиональный фотограф-репортажник умеет снимать то, что нужно клиенту. Ему не нужно ждать хорошего света,  позирования и парада планет, чтобы сделать качественные фотографии.

Наша компания объединяет нескольких талантливых фотографов, работающих в разных стилях. Все они работают в жанре репортажной фотографии, имея свою специализацию. Оцените наше портфолио.

Другие статьи