аудиогиды
Фото автора
Дмитрий Рыжков
Магазин торгует хлебом, учреждения культуры: музеи и галереи торгуют зрелищами. Успешна та организация, которая помимо выполнения образовательно-просветительской миссии, умеет зарабатывать. И инструмент для заработка — контент. И в этой статье я расскажу, как  начать использовать простой инструмент: аудиогиды и медиагиды, и развенчаю некоторые мифы. Надеюсь, что этот материал послужит отправной точкой для внедрения аудиогидов в вашем ООО, НКО или ГБУКе.

Создание медиапродукта подчиняется правилам любого проекта: это законченное во времени действие, в условиях ограниченных ресурсов, имеющее по итогам измеримый результат. Медиагид – это коммуникационный продукт. Давайте обозначим цель его создания, целевую аудиторию, мессидж, каналы и способы распространения информации, ожидаемый результат и обозначим, как мы соберем обратную связь.

Цель создания аудиогида

  1. Культурное образование граждан, воспитание художественного вкуса у посетителей.
  2. Повышение лояльности к учреждению, ведущее к увеличению повторной посещаемости в 2 раза и среднего чека на 20% к концу следующего календарного года.
  3. Превышение уровня ожиданий с целью увеличения количества личных рекомендаций посетителей, обеспечивающих рост посещаемости на 20% ежегодно в течение ближайших трех лет.

Выбирая между этими прекрасными целями, я бы остановился на втором и третьем вариантах, как на измеримых и достижимых. С точки зрения устойчивого развития, третий вариант является предпочтительным. Ни одна из целей не может быть достигнута только лишь внедрением аудиогидов.

Цель создания аудиогида

  1. Культурное образование граждан, воспитание художественного вкуса у посетителей.
  2. Повышение лояльности к учреждению, ведущее к увеличению повторной посещаемости в 2 раза и среднего чека на 20% к концу следующего календарного года.
  3. Превышение уровня ожиданий с целью увеличения количества личных рекомендаций посетителей, обеспечивающих рост посещаемости на 20% ежегодно в течение ближайших трех лет.

Выбирая между этими прекрасными целями, я бы остановился на втором и третьем вариантах, как на измеримых и достижимых. С точки зрения устойчивого развития, третий вариант является предпочтительным. Ни одна из целей не может быть достигнута только лишь внедрением аудиогидов.

Целевая аудитория аудиогида

Входные билеты — не единственный источник доходов музея. Редкий музей сегодня не торгует сувенирной продукцией, книгами и иллюстрациями. Экспонаты выставки зачастую можно приобрести. Кафе продает кофе и пирожные с маржой 500%. Неправильно видеть целевой аудиторией всех ваших посетителей. На этапе планирования важно понимать, кто на самом деле является целевым клиентом, и здесь помогает собранная за время работу учреждения статистика. При анализе портрета главного покупателя услуг, может выясниться, что аудитория фотовыставки модного фэшн-фотографа — девушки 23-28 лет, которые сами делают первые шаги в фотографии. Именно они покупают кофе, билеты, открытки и книгу фотографа. Если это так, то аудиогид обязан быть озвученным мужским голосом и содержать факты, касающиеся и истории создания снимка, и жанра, и используемой техники. Даже продвинутая женщина в возрасте 50+ не возьмет аудиогид.

Мессидж

Коммуникация предполагает результат. Вы четко определили цель, целевую аудиторию, и самое время сделать так, чтобы донести до ваших посетителей, что вы от них хотите. Не будьте назидательны, говорите с вашей аудиторией на ее языке. Не бойтесь использовать голоса разных людей. Не бойтесь простой речи и юмора. Говорить словами из Большой Советской Энциклопедии больше не нужно. Сторителлинг, воспеваемый маркетологами, — ключ к ушам и сердцам публики. Аудиогид не должен заканчиваться словами про последний экспонат: у вас есть уникальная возможность прорекламировать уникальные предложения: бесплатное посещение музея в компании трех друзей, пирожные в вашей кофейне. Поставьте троеточие в вашем повествовании, используйте однозначный колл-ту-экшн. Пригласите на новую выставку через месяц. С друзьями. И подругами.

Каналы и способы коммуникации

Британский Музей закачивает на каждый прибор 20 гигабайт контента: это аудиотексты, видео, фото, карты. Вокруг каждого экспоната есть история. Ваша задача сделать контент максимально интересным. Вы показали экспонаты визуалам, дали послушать рассказ аудиалам. Дайте кнопки кинестетикам! В среде разработчиков программного обеспечения и промышленных дизайнеров это называется богатый пользовательский опыт. И этот опыт должен быть приятным. Весь персонал должен знать, как работает прибор и какие трудности могут возникнуть у пользователя, с тем, чтобы их решить, не дожидаясь пока прибор полетит в стену.

Мы также помним про посетителей-иностранцев. Уделите внимание качеству локализации: переводам и озвучанию. Иностранцы привыкли благодарить музеи покупкой сувениров. Не отучайте их от этой привычки.

Обратная связь

На рынке существует довольно много решений, связанных с точным подсчетом посетителей. И это не бубенчики над дверями. На текущий момент вполне бюджетными стали IP-камеры с распознаванием лиц, которые позволяют отделить персонал от посетителей. Ведите учет выданных аудиогидов. Соотношение 5 выданных аудиогидов на сотню посетителей уже считается неплохим результатом. Понимайте, какова конверсия в покупку, чтобы работать над улучшением сервиса.

Отследить конверсию в дополнительную покупку можно разными путями: озвучьте в конце аудиоэкскурсии кодовое слово на скидку в киоске с сувенирами — вы поймете степень вовлеченности в повествование.

Попробуйте акцию «приведи друга», проведите конкурс среди пользователей, опубликовавших хэштэг в социальных сетях, сделайте фотозону и приведите туда посетителя словами диктора.

А еще мы хотим хороших оценок. На Трипэдвайзоре, на Афише, на страницах в Фейсбуке и Контакте. О них тоже нужно попросить. И ради них мы так сильно стараемся. И они тоже легко считаются. И в книге отзывов, призывно лежащей на удобном столе с письменным прибором.

Устройте розыгрыш использованных билетов на специальном лендинге – соберите адреса электронной почты. Устройте голосование с верификацией — соберите адреса электронной почты. Устройте тест на внимательность среди посетивших выставку — соберите адреса электронной почты. Отправьте приглашение подписаться на ваши новости. Мы добиваемся лояльности аудитории и хотим, чтобы о нас узнали, и чтобы к нам пришли снова и принесли денег. Которые послужат великой цели номер один, о которой мы писали выше.

О чем нужно подумать, прежде чем внедрять аудиогиды

  1. Ответить на шесть вопросов, озвученные выше: цели, аудитория, каналы…
  2. Продумать, как вы будете продавать аудиогиды вашим посетителям
  3. Изучить экономику внедрения
  4. Рассмотреть различные варианты систем на рынке
  5. Выбрать платформу (Android, Linux, Windows)
  6. Выбрать технологию приложения
  7. Выбрать технологии доставки тяжелого контента — стриминг с кэшированием, либо показ с прибора
  8. Определить как будет проводиться техническое обслуживание, включая апдейты контента и бэкапы
  9. Выбрать локационный сервис и автотриггеры
  10. Создать интерактивный план выставки (гугл-карты в случае с уличными локациями)
  11. Определить набор языковых версий
  12. Рассмотреть наличие виртуального ассистента: как вы будете помогать пользователю осваивать интерфейс
  13. Заказать копирайт с привлечением специалистов. В случае с музеем: историков, культурологов, искусствоведов. На данном этапе формируется основа медиапродукта — текст для последущего озвучания. Основные правила: простые предложения, ориентир на среднего человека с основами культурологических знаний.
  14. Заказать адаптацию текста под озвучание. Письменный текст не звучит.
  15. Заказать озвучание текста профессиональным диктором либо актером озвучания.
  16. Обозначить дополнения к аудиодорожке – расшифровки, обвесы текста, мультимедиа.
  17. Провести сбор материалов, выполнить очистку авторских и смежных прав.
  18. Заказать создание мульмедиаконтента: видео, иллюстраций, схем
  19. Предусмотреть интерактивность: дать пользователю возможность ответить на вопросы теста и принять участие в опросах
  20. Предусмотреть аналитику, отслеживающую поведение пользователя
  21. Выбрать способ получения обратной связя
  22. Определить, как пользователь будет лайкать аудиогиды, экскурсию, локацию.

Аудиогиды на сегодняшний день есть во всех крупных российских музеях, таких как Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственном Эрмитаже. Наибольшей популярностью аудиогиды пользуются у иностранных туристов. Аудиогиды помогают зарабатывать. Зарабатывайте больше и превышайте уровень ожиданий!

Услуги по озвучиванию аудиогидов

В процессе создания аудиодорожки принимает участие несколько человек:

  • Директор проекта отвечает за коммуникацию с клиентом и соблюдение сроков и технологий.
  • Редактор выполняет адаптацию текста под устную речь.
  • Переводчики выполняют перевод на иностранные языки.
  • Редакторы-носители языка выполняют редактуру и корректуру переводов.
  • Озвучание выполняют дикторы, либо актеры озвучания — носители языка — в студии, где работает звукорежиссер. Он записывает дикторов, а также выполняет монтаж и сведение.
  • В случае использования музыкального сопровождения из числа известных произведений требуется помощь специалиста по авторскому праву.

По окончании работы вы получите:

  • результаты работ: файлы в аудиоформатах, поддерживаемых гаджетами: MP3, AAC, WAV.
  • паспорт произведений, включая информацию о включенных в звуковой ряд лицензионных произведениях и произведениях, перешедших в разряд общественного достояния.
  • итоговый пакет закрывающих документов: оригинал счета, акты, накладная ТОРГ-12.

Наша компания также предоставляет услуг по разработке контента. К составлению текстов аудиогидов мы привлекаем отраслевых специалистов. Кандидатуры мы согласуем с клиентом.

В случае использования мультимедийного контента вы поможем определить глубину локализации, перевести и переозвучить текстовые и видеоматериалы.
Напоминаем, что мы бесплатно консультируем по вопросам составления технических заданий и мы участвуем в торгах по 44-ФЗ.

Если Вы ищете подрядчика, который готов гарантировать качество и отличный результат, заполните простую форму ниже и получите бесплатную консультацию.

Другие статьи

Instagram

ООО ЭС ЭФ МЕДИА

Комплексные маркетинговые решения. Производство звука, фото- и видеоконтента для бизнеса.